Из жизни города и района в 1960 - 1980 годах

Из жизни города и района в 1960 - 1980 годах

Только через полтора десятилетия после окончания Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, в конце 50-х, государство начало постепенно подходить к проблемам улучшения жизни жителей малых городов и сельских населенных пунктов. А решать надо было одновременно немало вопросов: электрификация населенных пунктов, строительство объектов народного образования, здравоохранения, культуры, коммунального хозяйства и т. д. В сельской местности совсем не было дорог с твердым покрытием, очень мало их было и в городах, в том числе и в Лукоянове. Здесь отсутствовали не только средства на строительство и необходимые строительные материалы, не было и строительных организаций.

В конце 50-х годов начались работы по сплошной электрификации населенных пунктов района. В 1958 году была пущена в эксплуатацию Лукояновская электростанция. Осень 1961 года электрифицированы населенные пункты заалатырьской зоны, район стал полностью электрифицирован.

Из-за отсутствия железобетонных опор приходилось ставить деревянные, что отразилось на продолжительности эксплуатации электростанции. Через 7-8 лет деревянные опоры пришлось укреплять железобетонными насыпями, а позже менять их на железобетонные. Большой реконструкции подверглись и электролинии в городе - на всех основных городских магистралях деревянные опоры были заменены на железобетонные.

Как всегда подтвердилась известная пословица "Дороги - это жизнь". Хозяйство района серьезно страдало из-за отсутствия хороших дорог. По району проходила всего одна дорога с твердым покрытием, соединяющая Лукоянов с р. п. Шатки, построенная в 1955 году. мало дорог с твердым покрытием было и на улицах города (улицы Пушкина, Горького, Комунны).

Но для того чтобы строить, надо было иметь не только необходимые средства, но и строительные материалы, дорожные механизмы и транспорт. Первую попытку возведения дорог было решено провести методом народной стройки. Безотлагательной в районе считалась трасса на поселок Разино, откуда круглосуточно вывозились в город и села района строительные материалы, дрова для отопления жилья и объектов социально-культурного крммунального развития.

Райисполком установил каждому предприятию, организации, колхозу план строительства дороги в погонных метрах, а их руководители должны были обеспечить возведение земляного полотна, изыскания щебня и песка вывозу их. Дорогу на Разино в основном строили из местных материалов: щебень и песок брали из ближайших карьеров.

Все дорожные работы зачитывались в выполнение Указа Президиума верховного совета СССР, по которому каждое предприятие, организация, колхоз и совхоз обязан был заниматься строительством дорог.

Дорога на Разино строилась в течении двух лет, в самом конце 50-х. В летнее время проводились массовые субботники и воскресники. Тысячи людей со всего района и города, имеющиеся дорожные механизмы и грузовой автотранспорт участвовали в этих мероприятиях. Иногда "для поднятия настроения" из Лукоянова приезжал духовой оркестр. На трассе были открыты многочисленные буфеты. По окончании работы люди с песнями уезжали со стройки. это были незабываемые дни. Наверное, у всех, кто принимал участие в этом строительстве память о нем сохранилась до сих пор.

Однако для многих предприятий, организаций и колхозов дорожное строительство было новым делом, контроль за качеством работ осуществлялся очень слабый, да и трудно оказалось проводить на таком большом участке. Поэтому отступления от норм были обычным делом, к тому же при спешке каждый старался не отстать от соседа. Все это не могло сказаться на качестве строительства. Дорога после 2-3 лет эксплуотации начала разрушаться, и в середине 60-х ее пришлось капитально перестраивать. Но созданная благодаря народной стройке основа стала хорошим подспорьем для будущей капитальной стройки.

Началом основательного строительства дорог в районе следует считать 1960 год. Первой была построена дорога, соединившая Лукоянов с райцентром Гагинского района, протяженность 40 км., она была разделена на участки (от 300 метров до 3 километров), которые прокладывали хозяйственным способом предприятия г. Горького и Лукояновского района. В строительстве участвовали рабочие заводов " Красное Сормово", машиностроительного(артилирийского), имени Воробьева, "Двигатель революции" и др. Лукояновскому району отводилось построить участок в 3 км.

С автодорогой Лукоянов - Гагино были связаны только 3 колхоза района, и большее значение она имела для Гагинского района: по ней его предприятия и колхозы вывозили со станции Лукянов топливо, горючее, строительные материалы, продукцию сельского хозяйства (зерно, картофель, свеклу, скот, молоко и др.).

В 1960-1965 годах также с участием горьковских заводов строились дороги на Саранск и до бывших райцентров - с. Большого Марейсева и р. п. Разино.

Позднее горьковские предприятия в строительстве дорог в районе не принимали участия. Обисполком посчитал, что основные дороги здесь положены, а остальные район сможет достроить силами своих дородных организаций, предприятий, колхозов и совхозов. А дорого, которые соединили бы все центральные селаколхозов и совхозов с городом, нужно было немало.

Их прокладка велась в крайне сложных и тяжелых условиях. Недоставало дорожных строительных машин; камень, щебень и песок грузили и разгружали вручную; не хватало экскаваторов и самосвалов, грейдеров, катков и другого оборудования. В те годы в районе были разработаны два небольших каменных карьера: в р п. Разино и с. Гари, откуда в основном завозили щебень на дороги. Но тем не менее ежегодно на карте района появлялись яркие линии новых дорог: до сел Лопатина, Владимировка, Крюковка, Шандрова, Салдаманов Майдан, Атингеева, Николай Дар, Малого Мамлеева, Неверова, овоселки, Пичингуши, Кель-дюшева, Печи и др.

После пуска дорог учащиеся близлежащих сел проводили их озеленение. Некоторые участки озеленял Разинский межлесхоз.

По инициативе района в 1967 году около железнодорожного разъезда с. Поя своими силами построил дорожный участок асфальтовый завод, однако его эксплуатация оттягивалась из-за отсутствия битума, который для нужд района не выделялся. После простоев завода из-за отсутствия сырья пришлось этот участок передать областному дорожному управлению.

К середине 70-х годов Лукоянов был соединен дорогами со всеми центральными селами колхозов и совхозов района. На повестку дня вставал вопрос строительства внутриколхозных и внутрисовхозных дорог.

В 1988 году в Лукоянов прибыла военная строительная часть, которая должна была прокладывать дороги в нескольких районах юго-востока Горьковской области. Для размещения военных была предоставлена бывшая база профтехучилища № 84, где велась подготовка шоферов.

Если раньше строительство дорог зависело от наличия средств, материалов, механизмов, то в последние годы приходилось решать главным образом вопрос о финансировании строительства. Остальные вопросы разрешались легче - в городе уже действовали три строительные дорожные организации, появились частные предприниматели.

Наряду со строительством дорог в сельской местности велась Прокладка дорог и в самом Лукоянове. Условия при этом были такие же сложные, средств и материалов на их строительство Почти не выделялось.

Согласно существующему в то время положению, средства на все виды работ коммунального хозяйства выделялись городам области пропорционально числу жителей в них, а не протяженности улиц. В Лукоянове проживало около 10 тысяч человек, а вот протяженность улиц составляла примерно 40 километров. Такой механизм отсчета средств действовал не только по отношению к строительству и содержанию дорог, но и тротуаров, уличного освещения, водопровода и т. д.

Тем не менее, хотя и с большими трудностями, дороги в Лукоянове прокладывались. Была замощена и заасфальтирована площадь Мира, построены подъезды к автотранспортному предприятию, "Сельхозтехнике", базе хлебопродуктов, молокозаводу, заготконторе, промкомбинату и др.

Актуальным вопросом было обновление мостов в городе и районе. Мосты были все деревянные, и большинство их находилось в ветхом или аварийном состоянии. Особую тревогу вызывали мосты в черте города, через речки Тешу и Хвощевку.

В Лукояновском районе не было своей мостостроительной организации, а обращения в облисполком оказались безрезультатными.

Помог случай. Как-то утром грузовая автомашина провалилась на деревянном мосту через Тешу (в начале ул. Коммуны). Естественно, остановилось движение грузового и легкового транспорта, автобусов. Вынужден был остановиться и следовавший в сопровождении спецмашины ГАИ легковой автомобиль первого секретаря обкома партии и председателя облисполкома. Председателя, который не раз бывал в Лукоянове, многие узнали и просили его походатайствовать перед районным и городским начальством о строительстве нового моста через реку. Он пообещал, и слово свое сдержал - поручил строительство моста мощной мостостроительной организации, которая возводила мосты в г. Горьком через Волгу и Оку. Строить маленький мост где-то в захолустном Лукоянове, конечно же, ей было невыгодно. Но все разногласия с руководством этого мостоотряда были устранены, любые их просьбы, связанные со строительством, выполнялись незамедлительно. Начальник мостоотряда Г. В. Турновдаже предложил построить мост через Хвощевку. Без финансирования, без предварительной проектно-сметной документации (проект был выполнен уже во время возведения моста) второй мост был построен за два месяца. Позднее работники мостоотряда № 1 по просьбе районных и городских властей консультировали с выездом на место строительство мостов в районе, а также по возможности выделяли мостовые конструкции.

В Лукоянове, как и в других райцентрах сельской местности, были небольшие предприятия по приему, хранению и переработке продукции сельского хозяйства, промкомбинат местной промышленности, а также завод по ремонту легковых автомобилей. На железнодорожной станции имелось ремонтное депо паровозов.

Все предприятия постепенно механизировали производство, строили новые цеха. В 1962 году вошел в строй действующих новый цех мясокомбината (хладобойня), в 1967-м был простроен завод сухого обезжиренного молока.

Промкомбинат, которому позднее подчинили небольшие цеха в соседних районах, переименовали в производственное объединение местной промышленности. Все цеха промкомбината были заново возведены на новом месте, на окраине города, и он из "дунькиной фабрики", как называли его раньше в народе, превратился в механизированное высококультурное предприятие со светлыми, просторными цехами, благоустроенной территорией. В районных соревнованиях промкомбинат занимал, как правило, призовые места. В этом была немалая заслуга его директора -Я. Д. Рассказчикова, длительное время возглавлявшего это предприятие.

Все предприятия Лукоянова были небольшими и существенного влияния на его развитие иметь не могли. Чтобы развивать город, благоустраивать его, необходимо было иметь здесь какое-то солидное, большое предприятие. У Горьковского облисполкома были предложения о строительстве в Лукоянове того или иного завода, но при детальной проработке ни одно из них не проходило из-за отсутствия водных ресурсов в этом регионе. Для эксплуатации предлагаемых предприятий требовалось много воды, а ее в городе недоставало, реки в районе были небольшие и в летний период, как правило, пересыхали.

Вставал вопрос и о строительстве завода авиационной промышленности с числом работающих в несколько тысяч человек. В области этот вариант был одобрен, далее требовалось согласие министерства авиационной промышленности страны. Не один раз делегация района побывала в этом министерстве, встретили там и земляка - С. И. Кадышева, первого заместителя министра, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, генерал-полковника авиации. Родился он в Козлихе Архангельской (ныне с. Владимировка). Замминистра обещал приехать на родину, посмотреть, как живут и работают его земляки.

С помощью С. И. Кадышева все, что было связано с проектированием завода в Лукоянове, строительством жилья для его будущих работников, выделением механизмов и транспорта, решалось оперативно, хотя среди работников министерства были и противники этого строительства (в стране в этот период в процессе строительства находилось более 50 заводов Министерства авиационной промышленности).

Быстрыми темпами в Лукоянове для работников будущего завода был построен в I микрорайоне 12-квартирный жилой дом, заложен фундамент пятиэтажного 80-квартирного дома рядом с кинотеатром "Родина" на месте ныне действующего Торгового центра.

Под территорию завода требовалось снести почти все строения по ул. Калинина (дома, хозяйственные постройки, бани). Застройщик предлагал жильцам этой улицы получить новые благоустроенные квартиры, а свои дома и хозпостройки продать на слом или перенести за счет завода на новое место. Сложно решался этот вопрос: большинство жителей не принимало ни первое, ни второе предложение заказчика.

Позднее по просьбе лукояновских градовластителей проект был откорректирован. Все строительные объекты завода решено было передвинуть в западном направлении на 300 метров, и таким образом постройки ул. Калинина сохранялись. Наименование заводской продукции в проектах не называлось, завод планировался быть номерным, оборонного назначения, и первое время должен был значиться в документах как филиал Арзамасского приборостроительного завода.

Все мероприятия по проектированию завода и строительству жилья для него шли по плану, когда случилось непредвиденное - скоропостижно скончался С. И. Кадышев. Строительство завода Министерство авиационной промышленности с согласия прави- тельства приостановило и перенесло на более поздние сроки... 12-квартирный жилой дом и фундамент 80-квартирного дома были немедленно проданы, а механизмы и транспорт переданы другим организациям.

Попытка построить в Лукоянове завод по изготовлению подшипников также не дала желаемого результата.

Горьковскому автомобильному заводу требовалось расширение своего производства, а некоторые вспомогательные производства из тех, что находились на его территории и были не особенно нужны, мешали ему в этом.

В числе таких цехов было и небольшое подшипниковое производство, расположенное на территории ГАЗа. Министерство автомобильной промышленности и его Главподшипник с большим одобрением отнеслись к переводу завода в Лукоянов, в помещение железнодорожного депо, которое к этому времени уже "отслужило свой век" железной дороге. Здание депо было передано Минтопу РСФСР для организации в нем ремонта экскаваторов. Согласие было получено и в Минтопливе РСФСР.

Лукояновский ремонтно-подшипниковый завод начал работать в 1968 году, стал набирать производственные мощности, модернизировался, благоустраивал производственные цеха и территорию, вел небольшое жилищное строительство, работал в две смены. Руководство Главподшипника планировало развивать производство завода и дальше, но... не получилось.

Наращивание мощностей в Горьковской области требовалось и по производству стройматериалов, особенно в связи с планированием увеличения строительства жилья в колхозах и совхозах. Для этих целей необходимо было построить на юго-востоке области заводы по производству кирпича и крупнопанельного домостроения.

Наличие железной дороги, газового топлива, глины и керамзита решило выбор в пользу Лукоянова. Намечено было построить заводы между городом и с. Ульяновым. Но мощности городских строительных организаций были слабы. Поэтому было принято ( решение строительство завода вести с помощью заключенных. Так появилась организация УЗ 62/20, находящаяся в подчинении Горьковского управления исправительно-трудовых учреждений. Кирпичный завод начал работать в 1971 году, а завод крупно- панельного домостроения (ЗКПД) - в 1973-м. Но оттого что оба оказались сданы в эксплуатацию с большими недоделками (без глинозапасника, арматурного цеха, склада готовой продукции и т. д.), наращивание их мощности было очень затруднительным. Выпускалось много бракованной продукции, не хватало специалистов, часто менялись руководители заводов.

Завод крупнопанельного домостроения приступил к испытанию своей продукции сначала на строительстве собственного жилья. Позднее изделия ЗКПД использовали и другие районы правобережной части Горьковской области. За основу при их изготовлении были взяты типовые 27-квартирные трехэтажные дома. Но потребовался еще не один год, чтобы улучшились качество выпускаемой продукции и сборка крупнопанельных жилых домов из деталей Лукояновского ЗКПД.

Со временем из-за резкого сокращения лесных ресурсов и снижения объема лесозаготовок и их переработки встал вопрос и о занятости рабочих в р. п. Разино. Необходимо было менять профиль предприятия, организовывать производство, не связанное с использованием древесины.

Горьковский завод радиоизмерительной аппаратуры (РИАП) испытывал недостаток рабочих и строительных площадей для увеличения производства выпускаемой продукции. Он принял предложение об организации в Разине своего филиала с числом работающих до 1000 человек. Был составлен проект строительства завода около электроподстанции и жилого микрорайона в южной части поселка. Для первоначального производства РИАП были арендованы здания бывшей конторы леспромхоза и ликвидированного молокоприемного пункта. Здание конторы расширили за счет пристроенных помещений, частично благоустроили территорию, и филиал начал выпускать на первых порах продукцию ширпотреба.

Время шло, а к строительству завода и жилья Горьковский РИАП все не приступал. Сначала это объяснялось отсутствием мощных строительных организаций, а потом отсутствием средств. В Лукоянове действительно долгое время не было своей строительной организации. Первая небольшая строительная организация под названием "Ремконтора" была организована на базе Лукояновского горкомхоза и вела ремонтно-строительные работы на его объектах. Из года в год она наращивала объемы раоот и позднее стала подразделением Горьковского строительного треста облкомхоза.

Почти все основные объекты в Лукоянове построены участком старшего производителя работ, как потом стала именоваться эта ремконтора. Среди построенных ею объектов такие, как здания базовой школы, средней школы № 1, пристрой педучилища, медучилища, все больничные объекты, узел связи, Дом культуры, здания комбината бытового обслуживания, баня, гостиница, автостанция, рынок, а также много жилых домов. Строились и объекты коммунального хозяйства - дороги, тротуары, водопровод. За пределами города в пос. Разино возводилось здание школы и в Тольском Майдане интернат.

Объекты райпотребсоюза строил и ремонтировал межрайонный небольшой по объему стройучасток облпотребсоюза. В Лукоянове он возвел универмаг, столовую, хлебокомбинат и несколько магазинов.

Строительство в городе вели и сельские строительные организации: межколхозная строительная организация (МСО) и передвижная механизированная колонна № 515 (ПМК-515). Строили они в основном жилые дома для своих организаций, а ПМК-515 возвело первое в городе пятиэтажное здание - общежитие педучилища имени А. М. Горького. В основном же эти две организации вели строительство в селах района - это были школы, дома культуры, детсады, жилые дома и производственные объекты для колхозов и совхозов.

В 1967 году проектный институт "Горьковгражданпроект" разработал генеральный план застройки Лукоянова. Центр города должен был застраиваться четырех-, пятиэтажными жилыми Домами, строительство которых почти не велось из-за отсутствия системы городской канализации. Ее после неоднократных проектных решений начал строить в 1986 году трест "Спецгидрострой". За год был проложен коллектор от городского рынка до железно-Дорожной средней школы.

К концу 80-х годов в Лукояновском районе самоликвидировалось немало мелких населенных пунктов. В настоящее время средства массовой информации объясняют это принятием в свое время ошибочного постановления правительства о перспективных и неперспективных населенных пунктах. Но следует, очевидно, понимать, что и без этого постановления малые населенные пункты все равно не сумели бы выжить. Животноводческие фермы в колхозах и совхозах укрупнялись и механизировались, а в небольших деревнях и поселках они закрывались. Без ферм негде было работать населению малых деревень, особенно в зимний период, ходить же на работу в ближайшее село часто оказывалось весьма затруднительно. Были и другие проблемы - отсутствие школы, детского комбината, медпункта, клуба, дорог и автобусного сообщения, а также других социальных удобств ставило молодежь перед выбором: или в город, или в ближайшее село, где можно пользоваться всеми социальными услугами.

В конце 70-х годов в селах развернулось массовое жилищное строительство за счет средств госбюджета. В основном строились двухквартирные жилые дома в кирпичном и панельном исполнении. Заметно изменились центральные усадьбы, которые являлись центром колхозов и совхозов. Дома культуры, школьные здания, магазины, медпункты, административные здания стали украшением центров сел. Были построены целые микрорайоны и улицы из жилых двухквартирных домов.

Для примера можно назвать села, центры которых за короткое время заново перестроились: Шандрово, Лопатино, Крюковка, Большое Маресьево, Малая Поляна, Большие Ари, Чиргуши,

Тольский Майдан, Саврасове, Никулино и др. Внешний вид их напоминал застройку небольших городов.

В Лукоянове строительство жилья и объектов социально-культурного назначения в основном велось в двух микрорайонах -около "Сельхозтехники" и рядом с автотрантспортным предприятием.

Большой микрорайон со средней школой, детсадом, магазином был построен в с. Ульянове около завода крупнопанельного домостроения.

Микрорайоны застраивались строго по Госпланам, однако красивыми и благоустроенными они все-таки не выглядят. Многие жители города, занимаясь подсобным хозяйством, имеют земельные участки, держат скот, поэтому их дома годами обрастают дворами, сараями и т. п. Строительство это ведется самовольно, несмотря на запрещение городских властей, от этого ухудшаются санитарные условия и архитектурные нормы строительства. На содержании микрорайонов сказывается и отсутствие канализации.

Непросто проходила и газификация Лукояновского района, хотя здесь проходит газопровод высокого давления. Однако получить разрешение на подключение к нему и использование газового топлива в городе и селах района можно только в Госплане. Покажется странным, но для разрешения на подключение, например, газовой котельной городской школы № 1 потребовались выезд в Госплан, масса всевозможных расчетов на потребление газа. А работники отдела топлива Госплана, не вникая в расчеты, сразу разрешили включить в газоснабжение котельную школы, недоумевая, почему такие вопросы не решаются в области, районе.

Не исключено, что вообще быть бы городу без газа, если бы не начавшееся строительство нового кирпичного завода и домостроительного комбината около с. Ульянова, топливом для которых по плану должен был стать природный газ.

Осложняли проблему газификации города не столько технологические вопросы, сколько неисчислимые согласования и разрешения в различных областных организациях, учреждениях, институтах. Причем каждая из них считала себя при этом самой главной, так что подпись ее должна быть последней инстанцией.

Сказывалось и отсутствие работников, имеющих специальное образование или практику по строительству и эксплуатации всех звеньев сложного газового хозяйства. Естественно, со временем такие работники появились. Был образован строительный газовый участок треста "Союзволгогаз".

Должное за оказание разносторонней помощи городу в строительстве и эксплуатации газового хозяйства города и района нужно отдать нашему земляку В. А. Крылову, руководителю областных газовых организаций. К великому сожалению, Валерий Андреевич в расцвете сил и творческой энергии погиб в автомобильной катастрофе.

Газораспределительная станция была построена в 1971 году около здания бывшей поликлиники. Первыми потребителями природного газа стали жители четырех квартир по ул. Профсоюзной (сейчас ул. Куманева). Сеть газовых магистралей в городе с тех пор ежегодно увеличивалась. Строительная организация "Сантехстройбыт" начала проводить газификацию частных домов.

По плану прокладка газовых магистралей в городе должна составлять 1,5 километра ежегодно, поэтому потребовалось более 20 лет, чтобы проложить газовые магистрали по всем улицам города.

Одновременно велись работы и по строительству газовых котелен. В течение нескольких лет были переведены на газовое топливо почти все котельные предприятий, организаций и учреждений.

Шла газификация и населенных пунктов района. Первыми селами, куда поступил природный газ, стали села Шандрово, Лопатино, Гаврилово, Тольский Майдан.

В настоящее время основные газовые трубопроводы проложены по всему району: до сел Большое Мамлеево, Печи, Владимировка, Малое Мамлеево. Ведутся работы по прокладке газопроводов от основных магистралей до каждого населенного пункта. Теперь населенных пунктов, в которых имеется природный газ и ведутся работы по газификации, подавляющее большинство. С переходом на газовое топливо в городе и селах Лукояновского района отпала необходимость в завозе большого количества каменного угля и дров.

Пришлось перестраивать в 60-80-е годы и многие объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения в городе и районе. После окончания Великой Отечественной войны большинство из них были размещены в ветхих и аварийных помещениях. Сейчас трудно представить школы, детские дошкольные учреждения и интернаты, в которых жили и учились учащиеся и дошкольники после войны. Почти все школы, интернаты и детсады в районе и городе следовало перестраивать. Можно назвать только несколько занимаемых ими зданий, которые сохранились с того времени по сегодняшний день. Так, здание средней школы № 1 требовало значительного увеличения классных комнат, перевода на централизованное теплоснабжение, строительства спортзала, столовой. В крайне стесненных условиях и в ветхих зданиях были размещены базовая и восьмилетняя школы. Из трех дошкольных учреждений два находились в ветхих зданиях и были недопустимо малы по площади.

Студенты педучилища занимались в две смены в нескольких зданиях: в городском музее, бывшем детдоме и небольших зданиях, расположенных на территории самого педучилища.

Сложнейшим был вопрос строительства школьных зданий в городе и районе. О масштабах проведенной работы можно судить по таким фактам. В Лукоянове путем пристроев возведены здания педучилища и средней школы № 1, построены базовая и железнодорожная школа, железнодорожная школа-интернат, шесть детских комбинатов. Неплохие типовые здания школ построены в сельской местности: в Лопатине, Большом Маресьеве, Шандро-ве, Крюковке, Ульянове, Мерлиновке, Малом Мамлееве, Толь-ском Майдане, Больших Арях, Саврасове, Никулине, Кудеярове и др. Было открыто пять интернатов. Почти во всех центральных усадьбах колхозов и совхозов действовали детские сады.

В ветхих, небольших зданиях, а иногда и в бывших церквах и монастырях в 60-е годы было размещено и большинство учреждений культуры города и сел района.

Все крупные мероприятия проводились в железнодорожном клубе, здание которого считалось лучшим в районе и городе.

Открытие нового кинотеатра "Родина" заложило основу перестройки культурных учреждений всего района. Самый первый современный Дом культуры был построен колхозом имени М. И. Калинина в Тольском Майдане - это своеобразный пример строительства объектов культуры в селениях района. Позднее дома культуры были построены во многих селениях. Это были уже не прежние убогие здания сельских клубов, а современные красивые здания, украшающие центры населенных пунктов. Особенно удачны были проекты, участки и возведение домов культуры в селах Лопатине, Крюковка, Шандрове, Саврасове, Салдамановом Майдане, Большие Ари и др.

Долго вынашивалась мысль о строительстве районного Дома культуры в Лукоянове. Здание бывшего Дома культуры, размещавшегося в монастыре, было из-за ветхости и аварийного состояния разобрано, а строительство нового по разным причинам откладывалось.

Когда же черед дошел и до районного центра, выбрали проект с залом на 600 мест. Однако в ходе строительства из-за отсутствия необходимых конструкций приходилось не раз его переделывать. Это удлиняло сроки работы, ухудшало качество строительства, увеличивало затраты против утвержденной сметы. Наконец работы были закончены. В новом здании Дома культуры были созданы

Бсе условия для работы секций, кружков, проведения репетиций, выставок и др.

В р. п. Разино был построен кинотеатр, который впоследствии после небольших пристроек и переделок был преобразован в Дом культуры.

Однако не во всех селах района были построены такие очаги культуры. Для этого было немало причин, но главной оставалась частая сменяемость руководителей колхозов.

В конце 60-х годов началась и реконструкция старых и строительство новых объектов здравоохранения.

Районной больнице принадлежало только одно капитальное кирпичное одноэтажное здание, а остальные строения были деревянные и находились в самом плачевном состоянии. В 1961 году был надстроен второй этаж кирпичного здания и начато возведение отдельного двухэтажного хирургического корпуса. К строительству приступили без целевого финансирования, на средства районного бюджета, которых хватило лишь на фундамент. Но, воспользовавшись визитом в Лукоянов председателя облисполкома И. И. Чугунова, пригласили его на этот незаконченный строительный объект и попросили помочь с выделением государственных средств на продолжение строительства. Он одобрил начатую стройку и заверил лукояновцев в своей поддержке этого строительства. Средства начали выделяться, и весной 1965 года новый корпус был пущен в эксплуатацию. В нем разместились хирургическое и гинекологическое отделения, а также родильный дом. Позднее были построены детская и женская консультации, котельная, прачечная, гараж.

Однако инициатива района по возведению отдельных зданий больницы в последующие годы отрицательно сказалась на строительстве комплексного больничного городка. В облздравотделе незамедлительно зафиксировали, что в Лукоянове построена больница, и в дальнейшем отказывали городу в помощи, мотивируя это тем, что в других районах области положение в здравоохранении тяжелее. Вот так и получилось, что в некоторых соседних районах были построены полные комплексы зданий больниц, а не отдельные корпуса.

В течение нескольких лет на базе бывшего аварийного родильного дома было возведено здание медицинского училища.

Средств на реконструкцию и строительство выделялось недостаточно. С большими трудностями был построен еще один корпус, в котором разместились роддом и гинекологическое отделение.

Но по тем временам строить можно было в городе только один обект педучилища или средней школы, обект больници или медицинского училища, а на два обекта средств не выделялось.

В лукояновском районе на сегодняшний день действует три участковые больницы. Новое здание Шандровской больници было построено колхозом "Единство", а в Большемарейсевской и Разинской больницах были возведены только отдельные обекты, а на полную замену устаревших зданий, к сожалению не хватило средств.

После ликвидации железнодорожной школы интерната в одном из его зданий после реконструкции разместилась железнодорожная больница и аптека.

Край наш Лукояновский. Составитель: Ф. И. Кедяркина,Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.

 
Сайт создан в системе uCoz